Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, в том числе использующие упрощенную систему налогообложения – такой порядок действует с 01.01.2009 и законодательно закреплен письмом МФ РФ № 07-05-08/156 от 13.04.2009 г. Правильно организованная бухгалтерия необходима любому бизнесу, не только для того, чтобы своевременно платить налоги и отчитываться в государственных контролирующих органах, но и для осуществления контроля за финансами предприятия.
Профессиональные бухгалтерские услуги востребованы при любой форме собственности, видах деятельности, оборотах. Главный бухгалтер оказывает непосредственное влияние на результаты работы предприятия и может путем применения грамотных финансовых схем способствовать росту и процветанию предприятия, а может, наоборот нанести финансовый ущерб - очень дорого могут обойтись ошибки в бухучете или несвоевременная сдача отчетности.
Далеко не каждое малое предприятие, а тем более индивидуальный предприниматель могут себе позволить решать бухгалтерские вопросы с помощью собственного штатного специалиста. Хорошо, если директор ООО или предприниматель имеют специальное образование, и могут исполнять обязанности главного бухгалтера самостоятельно, что разрешено законодательством. Но и в этом случае остаются затраты на покупку и квалифицированнее обслуживание бухгалтерских программ, баз данных по экономическому, трудовому и налоговому законодательству, привлечение консалтинговых компаний для обучения и повышения собственной квалификации.
Нанять недорого неопытного сотрудника, квалификация которого вызывает сомнение, или приходящего специалиста на полставки - значит получить высокую степень риска в такой деликатной сфере, где риска быть не должно. В лучшем случае придется перепроверять каждый шаг самому, теряя драгоценнее время.
В идеале любой руководитель малого предприятия предпочел бы доверить бухгалтерское обслуживание высококвалифицированному специалисту, но приглашать его время от времени либо для обсуждения принципиально важных вопросов, либо для периодического оформления и сдачи отчетов. При небольшом объеме операций не выгодно иметь столь ценного сотрудника в штате, платить высокую зарплату, социальные налоги, больничные, и полностью зависеть от него.
Бухгалтерское сопровождение бизнеса подразумевает передачу на аутсорсинг специализированной сторонней организации всего объема работ, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета. Это не только вполне законная схема, о чем прямо гласит п.2 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете», но и экономически выгодная форма решения малым бизнесом своих насущных задач по грамотному ведению бухучета с минимальными затратами.
Бухгалтерское сопровождение, которое предлагают аутсорсинговые бухгалтерские и аудиторские компании, может включать различный объем услуг, в зависимости от системы налогообложения, количества необходимых операций и финансовых оборотов, но схема взаимоотношений строится как правило через закрепления сотрудника сторонней фирмы за предприятием в качестве личного бухгалтера. Он может быть как «приходящим», так и работающим дистанционно, при этом оригиналы документов передаются с курьером.
Бухгалтерские услуги, предоставляемые на условиях аутсорсинга, обычно включают:
Помимо текущей работы с документами, бухгалтерское обслуживание может включать и постановку бухгалтерского учета, разработку финансовой и учетной политики, совершенствование документооборота, оптимизацию налогов, а также пакет услуг, связанных с представительством интересов клиента при камеральных и выездных налоговых проверках, при проверке банком кассовой дисциплины.
Бухгалтерское сопровождение значительно облегчает предприятию взаимодействие с налоговыми органами, Фондом социального страхования, Пенсионным фондом. Сотрудники специализированных бухгалтерских и аудиторских компаний, в силу особенностей своей профессиональной деятельности находятся в постоянном контакте с государственными службами, и имеют большой опыт разрешения проблемных ситуаций без непосредственного участия руководства обслуживаемого предприятия.
Бухгалтерские услуги, оказываемые предприятию сторонними организациями, должны быть качественными и соответствовать требованиям действующего законодательства. Договор предусматривает юридическую и финансовую ответственность исполнителя в случае совершения бухгалтерских ошибок или возникновения других проблемных ситуаций, в результате которых предприятие понесло убытки.
Некоторые специфические особенности имеет бухгалтерское сопровождение индивидуальных предпринимателей при использовании УСН. Несмотря на кажущуюся простоту бухучета для данной формы предпринимательской деятельности, законодательство требует обеспечения полного непрерывного и достоверного учета доходов и расходов, ведения налогового учета. Основным документом для ИП на УСН является Книга учета доходов и расходов, в которой на основе первичных бухгалтерских документов фиксируются все хозяйственные операции, и таким образом отражаются результаты деятельности предпринимателя за налоговый период и его имущественное положение.
Бухгалтерское обслуживание для индивидуальных предпринимателей на УСН без наемных работников включает в себя ведение Книги учета доходов и расходов, учет кассы, расчет Единого налога, составление деклараций по Единому налогу и взносам в Пенсионный фонд (ПФР), и сдачу налоговой отчетности в налоговую инспекцию, Фонд социального страхования (ФСС) и ПФР. При использовании труда наемных работников необходимы дополнительные бухгалтерские услуги - учет заработной платы, расчет для всех работников сумм взносов в ПФР и взносов на страхование от несчастных случаев в ФСС, составление и подачу соответствующих деклараций в ПФР и ФСС.
Бухгалтерское сопровождение предприятия часто предлагают своим клиентам аудиторские компании. Однако, дистанционное ведение бухучета и бухгалтерский аудит - пересекающиеся, но в значительной степени различные сферы деятельности. В зависимости от вида обязательный, инициативный, или экспресс аудит имеет целью комплексную проверку финансово-экономического состояния предприятия, исследование финансовых потоков, анализ отдельных участков, выявление ошибок и недочетов, анализ и подготовку информации для принятия решений руководством. Помощь аудитора требуется, например при восстановлении бухучета или при налоговой оптимизации. Другими словами, аудиторы осуществляют разовые работы, а специалисты, осуществляющие сопровождение, работают с документацией предприятия постоянно. Аудиторы решают более сложные задачи, и затраты на их привлечение значительно выше.
В Екатеринбурге передача бухгалтерского учета на аутсорсинг становится все более востребованной для предприятий малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Оптимальный вариант - начать сотрудничество с независимой бухгалтерской компанией с начала работы предприятия, сразу же после его регистрации. Если бухгалтерия с первых шагов бизнеса оказывается в руках опытных профессиональных специалистов, это позволит избежать многих лишних затрат и штрафов, максимально использовать средства предприятия для его развития.