В соответствии со ст.82 НК РФ, а также ст.60 НК РФ налогоплательщики подлежат налоговому контролю в форме налоговых проверок. Виды Налоговых проверок:
Налоговая может проверить только три календарных года деятельности, непосредственно предшествовавших году проведения налоговой проверки. (Например, в 2010 г. налоговая проверит 2007, 2008 и 2009 г. Срок давности за совершение налогового правонарушения установлен в три года.)
Процедура проведения камеральной налоговой проверки регламентирована ст.88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой. Срок проведения камеральной налоговой проверки установлен в три календарных месяца со дня представления в налоговую налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Частота камеральных налоговых проверок зависит от возникновения необходимости. Объяснения в ходе камеральной налоговой проверки налогоплательщиком составляется в письменной форме.
Если камеральной проверкой налогов выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом налоговый орган сообщает налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Данный срок установлен в течение пяти рабочих дней.
Встречные налоговые проверки проводятся с целью подтверждения факта свершения определенной сделки, полноты отражения в бухгалтерском учете ее результатов. Документы организаций, выступающих контрагентами проверяемого налогоплательщика, являются предметом встречной проверки. Т. е. если Вашего контрагента проверяет налоговая, то у Вас могут запросить документы подтверждающие, какую-либо сделку, показавшуюся им подозрительной.
Выездная налоговая проверка может проводиться налоговой по одному или нескольким налогам не более одного раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Срок выездной налоговой проверки ограничен двумя месяцами, только в исключительных случаях предусматривается продление сроков выездной налоговой проверки до трех месяцев.
При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы или представительства, срок выездной налоговой проверки увеличивается на один месяц на проведение выездной налоговой проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства независимо от проверок самого налогоплательщика.
Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика. При прибытии на место налоговики обязаны предъявить руководителю проверяемой организации решение о проведении выездной налоговой проверки, утвержденное руководителем или заместителем руководителя налогового органа. В решении о проведении выездной налоговой проверки перечисляются вопросы, по которым намерены проверить организацию, а также указываются сроки проведения выездной налоговой проверки. Руководитель проверяемой организации должен сам поставить подпись о том, что с решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен. Датой начала проведения выездной налоговой проверки будет дата данного документа.
Если налогоплательщик препятствуете проведению выездной налоговой проверки, то налоговики в праве составить акт, подписываемый ими и налогоплательщиком. На основании данного акта представители налоговых органов вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, по аналогии или на основании оценки имеющихся у них данных о налогоплательщике. При отказе налогоплательщика подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.
При выездной налоговой проверки налоговики вправе производить следующиедействия:
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной выездной налоговой проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
В течении 2-х месяцев после составления справки, налоговая обязана составить акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо его представителями. При отказе представителей проверяемой организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае уклонения от получения акта выездной налоговой проверки, делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.
В акте выездной налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе налоговой проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Акт передаётся руководителю проверяемой организации любым способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день начиная с даты его отправки.
При не согласии с актом выездной налоговой проверки налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта выездной налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Затем в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.
При представлении налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту выездной налоговой проверки материалы налоговой проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или их представителя. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель или заместитель руководителя налогового органа выносит решение:
На основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику любым способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем данного решения. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.
Если налогоплательщик отказывается добровольно уплатить недоимку по налогу и пени, а также штрафы за налоговое правонарушение, то соответствующий налоговый орган обращается с иском в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.
Повторная выездная налоговая проверка, осуществляемая в случае, связанном с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора, а также в случае проверки вышестоящим налоговым органом нижестоящего налогового органа может проводиться независимо от того проводились или нет выездные налоговые проверки данного налогоплательщика по тем же налогам и периодам.